"ДНЕВНИК ПОЭТА" - смотреть всем!
Любой фильм в нашем башкирском кинематографе, который вот только-только, несмотря на многие годы своего существования, наконец выходит из крайне малобюджетного, полустуденческого состояния на профессиональный уровень - становится значимым событием. Тем более, если это долгожданная картина о любимом нашем поэте Рами Гарипове. Тем более, если это третья, завершающая картина в трилогии режиссера Булата Юсупова "Бабич" - "Первая Республика" - "Дневник Поэта".
Булату Тимербаевичу крупно повезло - он нашел свою преданную творческую команду, прежде всего своего сценариста Гульсясяк Саламатова , а это крайне важно, чтобы двигаться дальше. Конечно же, многие хотели увидеть на экране бунтарский дух, смелость высказываний и поступков Рами Гарипова. Но нас ждет совершенно иное повествование - по сути притча о поэте, который вынужден жить в клаустрофобической атмосфере бытовых проблем, нелюбимой работы, уже не в романтичной любви к красавице-жене Наде, а в чувстве вины, что он вынужден содержать семью в самых жалких условиях. Но это только видимое, которое хочется отринуть... И Поэт ныряет в спасительную глубину своих дневников, в прохладу трудов и мыслей великих, в свои творческие поиски - не для того, чтобы уйти в свой мирок, нет. Спасти в себе Поэта, который будет честно смотреть в глаза людям. В том числе в воспоминаниях: в искренних слезах мальчугана, который обещал оставаться сильным, когда ушел и не вернулся на фронт его отец, в полете мечтаний подростка, в восторге студента самого Литературного института в Москве! Режиссеру удалось создать ту поэтическую вязкость, то кружево переплетений настоящего и прошлого, в которые так мягко тонешь с первой минуты и не хочешь выходить... Эдакие мерцающие зеркала событий жизни Рами, которые в преломлении дают таинственный свет. И только он, этот свет, может спасти не только Поэта - каждого из нас, если мы останемся верны всему, чему остался верным Рами Гарипов.
Булат Юсупов создал по-настоящему поэтическую картину, и это очень интересная авторская работа. Многие из башкир, конечно же. хотят увидеть надрыв, бурю страстей. Но ведь не это сделало Рами Гарипова одним из самых сильных лирических поэтов своего времени. Бунт - это тоже был ответ застойному времени, клаустрофобии совершенно иного масштаба... Но это было позже. Сам фильм охватывает другое время.
Созерцательность, романтизм, юмор, умение быть выше быта, глубокие размышления о сути и назначении творчества и поэзии - таким Поэт смотрит на нас с экрана. И это лиро-эпическое полотно в духе шестидесятников - это тоже умелый авторские прием, он сразу дает ту интеллектуальную атмосферу, в которой жил Рами и его друзья. Творческая команда (кстати, виват художникам всем! Это огромная творческая удача Айгуль Байрамгулова , Алия Байрамгулова и Лейсан Галеева выполнила свою задачу - приоткрыть завесу напряженного, внутреннего мира Поэта и выполнила ее на все сто.
Поздравляю нас всех с новым событием в национальном кинематографе, а режиссера Булата Юсупова - с тем тонким и поэтичным авторским фильмом, к которому он шел, начиная со своей дипломной работы "Стеклянный пассажир"!
(Сейчас фильм идет в кинотеатре "Родина" - а впереди у всех три выходных дня!)